Ребенок не хочет учиться: советы родителям как мотивировать ребенка

Ребёнок не хочет учится

Если время от времени ребенок отлынивает от выполнения «домашек» или лениться учиться и это случаи единичные, то это нормально. Другое дело, когда ученик безучастен к школьной программе. Родителям необходимо задуматься, как заинтересовать ребенка учебой и привить интерес к знаниям.

Почему ребенок не хочет учиться и делать уроки

Дети относятся к школе по-разному. Одни стремятся к знаниям и стараются впитывать каждое слово учителя. Другие безразличны на уроках и ходят в школу потому, что так надо. Причины равнодушия к учебе у каждого ребенка свои. Многое зависит от учителей и той, атмосферы, которая царит в школе.

В школе скучно

В недалеком прошлом посещение школы было для ребятишек окном в мир. Кругом монотонная, серая жизнь, борьба родителей за выживание. Дети шли учиться с удовольствием, даже за захватывающими уроками географии с рассказами о невероятных странах и картинках в учебниках.

Сегодня все поменялось. Окружающий мир наполнился горой разной информации, массой развлечений с удивительными эмоциями. Учителям теперь надо очень постараться, чтобы мотивировать ребенка учиться, увлечь и найти те стимулы, которые их заинтересуют. Одно дело, что ребята впитывают из интернета и совсем другое школьная программа.

Что делать. В живом общении с понимающими, знающими взрослыми дети с интересом принимают поток информации. Истинные Учителя пробуждают мысли, а талантом окружают учеников лучами Познания. Постарайтесь найти школу, где работает хотя бы один такой учитель.

 

Дети учатся с удовольствием

Ничего не получается

Ученики бывают нерадивые и с особым уровнем восприятия. Помимо прочего, если ребенок не хочет учиться, то это потому, что не приспособлен к классно-урочному методу. Иногда сказываются семейные проблемы, недостаток внимания, трудности с чтением, письмом и счётом. В здоровом коллективе, с помощью опытного педагога это со временем проходит. Главное, чтобы у ребенка не укрепилось чувство быть неудачником.

Что делать. Менять ситуацию. Не бывает абсолютных двоечников, ленивых и нерасторопных, в классе таких 2-3 человека. Не их вина «двойки», скорей это неумение учителя донести знания, с учетом способностей и особенности ребенка. В отдельных случаях приходится менять школу, а иногда и форму обучения.

Плохие отношения с одноклассниками

Школьный коллектив не выбирают, учиться приходят в сформированные классы учебного заведения. Отношения учеников проецируются на социальные условия окружающей действительности.

Сегодня участились случаи жестокого обращения внутри детских сообществ, с травлей и постоянным троллингом. Если ученику не удается поддерживать нормальные отношения, школьная жизнь превращается в сплошное наказание.

Что делать. Решение проблем в тесной взаимосвязи руководства школы, учителей и родителей. В реалиях теперешних российских школ, это непросто, но иного пути пока не придумали.

Страх неудачи

Потерять интерес к учебе ребенок может из-за боязни получить плохую оценку или слабо сдать пресловутое ЕГЭ – сейчас это мощный фактор. Плюс конкуренция среди одноклассников, когда каждый хочет быть лучшим, но не всем это под силу.

Тяжело воспринимают соперничество:

  • нервные, пугливые дети могут вовсе сломаться;
  • медлительные от природы;
  • кто боится расстроить родителей;
  • кого страшит реакция одноклассников на результат;
  • перфекционисты, всегда быть только первым, остальное не имеет права на существование;
  • дети с отличными знаниями любимого предмета, но не особо сильны по остальным.

Что делать. Решительно работать над снятием страха, который убивает мотивацию. Родители, в первую очередь старшие союзники, поддержка и опора. Хвалить, отмечать достижения, пусть даже и небольшие, вселять уверенность в собственных силах.

Зависимость от гаджетов

Сегодня уже никто не удивляется тому, что все «зависают» в смартфонах, планшетах. Это касается не только детей, но и самих взрослых. Ко всем прочим и давно известным зависимостям прибавилось и порабощение гаджетами.

Взрослые не мыслят себя без любимого телефона, что говорить о детях. Доступные и легкие темы, захватывающие игры, бесконтактное общение влечет ребят, а что происходит в реальном мире, уже не радует. Тем более какие-то уроки в школе, где надо размышлять, рассуждать, учить.

Что делать. Нецелесообразно резко отлучать от любимой игрушки, вместе решить, когда можно «уходить» в гаджеты. Свободное время заполнить занятиями по интересам – спортом, танцами, изучением иностранных языков.

Дети смотрят в телефон

Важно. Преодолеть трудности, помогут консультации с детским психологом, или организация дополнительных занятий с учителем. Какими бы ни были причины, надо подумать, что поможет вашему ребенку справиться с психоэмоциональными и физическими проблемами. Чувствуйте своих детей – с кем дружат, что интересует, к чему стремятся.

Стоит ли заставлять ребенка учиться

В известной пословице говорится о том, что человек приводит лошадь к водопою, но и 100 человек не заставят ее пить. Народное творчество очень точно передает суть проблемы. Отсюда мораль: заставить полюбить учиться сложно, если невозможно.

Получение знаний из-под палки может вовсе «отбить» желание учиться. Перед взрослыми стоит задача развивать у детей желание познавать и помочь взглянуть на учебу с другой стороны. Оставьте учебу ребенку, – это его ответственность, а не ваша.

Так, чтобы стало понятно, доступными словами надо объяснять детям элементарные устои общества. Родители работают и несут ответственность за детей, долг учителя дать ученикам знания. У школьника есть свои обязанности, из которых главное – учиться.

Надо ли делать уроки с ребенком

Однозначно правильного ответа на этот вопрос не даст никто. Многое зависит от родителей, воспитания в семье и личности самого ребенка. Не нуждаются в контроле дети, которые на генном уровне, эдакие «Самайки», привыкли говорить «Я сам\а». Они всегда знают что, как и когда надо делать. Если родители с детства приучали к самостоятельности, их дети к школе уже знают, как организовать свое пространство.

Но в любом случае сидеть над ребенком и делать уроки вместе с ним, не посоветует ни один педагог. Нормальным будет спросить, выполнено ли домашнее задание.

Поинтересоваться какой материал проходят сейчас, узнать, все ли понятно и подсказать что-то из своего школьного опыта. Детям надо помочь научиться размышлять и находить применение полученным знаниям.

На уроке учитель дает новый материал, и должен понять насколько усвоили тему. Уже дома, в спокойной обстановке школьник обдумывает, анализирует услышанное на уроке, и закрепляет в домашнем задании. Делать это ребенок должен сам и уговаривать его не правильно.

Обратите внимание. Детские психологи рекомендуют учиться ребенку самостоятельно. Это и есть их достойный вклад в дальнейшую жизнь. Уроки та самая движущая сила и помощники в полноценном развитии личности.

Как реагировать на плохие оценки

От плохой оценки не застрахован никто. Бывают разные стечения обстоятельств, и порой дело не в уме ребенка. Неприятность может случиться и от неполного усвоения материал, а иногда и просто плохого настроения учителя.

Воспринимать неудачи ребенка надо адекватно ситуации и грамотно объяснять сам факт оценивания:

  • Хорошая или плохая отметка не означает низкий или высокий уровень общих знаний. Она указывает, насколько правильно понятен и усвоен конкретный материал.
  • Спокойно обсудите причины и пути исправления слабой оценки.
  • Нельзя ругать, кричать и оскорблять ребенка за «неуд». Тогда его будет преследовать страх, он начнет врать, изворачиваться и все это приведет к непредсказуемым последствиям.
  • Лучший способ – доверительная беседа с учетом характерных особенностей вашего ученика, чтобы не задеть его достоинства. Ваша главная цель поддержать, помочь,понять.
  • Всегда давайте ребенку шанс почувствовать себя успешным и сильным в его стремлении к хорошему и умению исправить недочеты.

Помните. Сейчас вы закладываете в ребенка алгоритм действия в трудных ситуациях. Как мастерски дети будут справляться и побеждать, они учатся именно сегодня.

Как мотивировать ребенка на учебу

Мотивация к обучению развивается не в одночасье, это требует внимания, сил и времени. Не побуждайте человека нереальными и далеко идущими целями, непонятными для его возраста. Родители должны распознать потенциал ребенка и целенаправленно его развивать.

Мотивация ребенка к учебе

Зачем нужна мотивация

Ищите в своих детях задатки. Замечайте, чем он занимается с удовольствием, и дайте возможность проявить себя. Приводите примеры из своего жизненного опыта. Рассказывайте, как вы сами учились и продолжаете постигать новое, ведь в жизни столько всего интересного и неизведанного.

Виды учебной мотивации

Создать мотивацию, один из верных способов заинтересовать ребенка учебой.

Значимые мотивы:

  • больше знать, стать эрудированным;
  • расширять круг друзей через повышение интеллектуального уровня;
  • почувствовать радость победы и достижения цели;
  • раскрыть способности и таланты;
  • испытать и поощрения, и наказания.

Мотивы бывают внешними или социальными и внутренними то есть познавательными.

Внешняя мотивация

Используют, чтобы заставить ребенка действовать так, как надо вам. Внешняя мотивация связана с обстоятельствами извне, к примеру, наградой или, наоборот, наказанием. В связи с этим может быть положительной – ученик хорошо закончил полугодие и получает в подарок планшет. Отрицательная мотивация и есть наказание за «тройку» по итогам года, поэтому поездка в путешествие откладывается.?

Психологи считают внешнюю не всегда результативной. Когда хотят замотивировать «пряником», школьник будет стремиться не к творческому подходу к учебе, а искать легкий способ. Отсюда всплывают решебники, «домашка» с лучшим другом Google и списывание у одноклассников.

Внутренняя мотивация

Успешные политики, бизнесмены, а может быть и находящийся рядом «Учитель года России» – люди с высокой внутренней мотивацией. Внутренняя положительная связана с тем делом, который определяет всю суть жизни.

Сильная внутренняя мотивация – основной источник выдающихся достижений, реализованных проектов, всемирно известных свершений. Кроме того, она помогает строить добрые и порядочные отношения, делает человека лучше.

Обратите внимание. Внешняя мотивация: «Сдам экзамен, чтобы родители не ругали». Внутренняя: «Мне очень нравятся уроки математики, числа определяют всю гармонию мира, и я хочу доказать «Гипотезу Римана», чтобы разгадать проблему тысячелетия».

Изменение мотивации в младшей и старшей школах

Проблема развития учебной мотивации у школьников на разных ступенях обучения  вечный предмет исследования педагогов, ученых. Для современной школы эта проблема остается актуальной.

Особенности мотивация учеников в младшей и старшей школах:

  • В младшей школе проблема, как замотивировать ребенка к учебе может быть решена, например, желанием порадовать любимого учителя хорошим ответом или стать лучшим учеником в классе. У «Малышей» особенность мотивации сопряжена с невозможностью держать энергию задуманного длительное время. Чтобы ученик не «остыл» период, когда мотивация создана, до ее воплощения должен быть минимальным.
  • В средних классах мотивация школьника характерна тем, что здесь приходит устойчивый интерес к конкретному предмету. Определенная увлеченность возникает не сразу, а по мере приобретения знаний. Опирается на внутреннюю логику этого знания или в связи с ситуацией на конкретном уроке.
  • Взрослые старшеклассники уже осознанно подходят к учебе. Мощная потребность в самореализации и самоутверждении мотивирует учеников к ответственной учебе. Задача учителей давать знания увлекательно, интересно, с применением на уроках современных технологий. Ученикам старших классов нравится проводить время вместе – обсуждать, спорить, поэтому внеклассную работу организовывают с проведением познавательных проектов и различных развлекательных мероприятий.

Ученики заинтересонанны предметом

Сегодня педагоги с тревогой наблюдают некий вакуум мотивации на рубеже начальной и средней школы. Поэтому планомерно проводится кропотливая работа по формированию учебной мотивации в этой школьной категории.

Способы заставить ребенка учиться

Лучший совет, как заставить ребенка учиться в школе, сделать так, чтобы он искренне полюбил сам процесс получения знаний.

Создать позитивный настрой на учёбу

Хорошей мотивацией к учебе будут приятные хлопоты со школьными покупками. По мере необходимости пополняйте запасы для школы и дома, дайте ученику право выбрать самому то, что ему нравится.

Школьник должен идти учиться и делать домашние задания в хорошем настроении, спокойным и сытым. Заботливо вместе оборудуйте его рабочее место дома: с органайзером, стикерами, удобным стулом и достаточной освещенностью. К выполнению «домашки» поможет настроиться просмотр конспектов или дополнительного материала по темам.

Поддерживать увлечения ребёнка

Чем увлекается ребенок и то, что попадает в поле его интересов обязательно надо поощрять. Если, к примеру, заметили увлечение историей, сходите в местный краеведческий музей. Разумно приобрести историческую энциклопедию с красочными иллюстрациями, смотреть вместе исторические фильмы. Проявляйте искреннее участие ко всему, чем живет и в чем активен ребенок, обсуждайте, дискуссируйте, делитесь впечатлениями.

Использовать примеры из жизни выдающихся людей

Когда ищете ответ на вопрос, как мотивировать ребенка на учебу вдохновите его примерами жизни великих людей. Это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение «Z», любят истории успеха бизнесменов, технологических инноваторов.

Почитайте вместе с ребенком биографии Илона Маска или Сергея Брина, – эти люди классический пример самосовершенствования.

Сергей один из авторов настоящей технологической революции и основателей Google. Мощная экосистема охватывает сегодня все сферы жизни – от мобильных технологий до искусственного интеллекта.

Илон сам начинал изучать массу литературы по космонавтике, физике, ракетостроению. Сегодня это самый богатый человек Планеты и признанный в мире исследователь. История восхождения на Олимп успеха обычных людей, но с огромным желанием к Познанию, яркий и мотивирующий пример.

Отвечать на все вопросы

Может быть наивный, или вовсе бесполезный, как вам кажется вопрос, но это то, что волнует и интересует ребенка. Отвечать желательно серьезно, по существу, подробно и с удовольствием. Тогда сын или дочь почувствуют, что вам важно, чем они живут. Кроме этого, у детей формируется привычка к любознательности.

Дети начинают критически мыслить, анализировать и задаваться вопросами. Получить ответы от родителей, конечно, здорово. Но порадовать близких знаниями, которые почерпнули в процессе учебы, это высший пилотаж.

Учиться вместе с ребёнком

Пусть ребенок увидит, что вам тоже интересен процесс познания. В домашних онлайн-школах можно вместе смотреть вебинары, на видеохостингах знакомиться с образовательными роликами. Увлекательный момент – совместное обучение с компьютерными играми.

Не волнуйтесь и не стыдитесь, если вдруг где-то вы допустили ошибку, это нормальное явление в любом обучении. Родителям психологи советуют, как заставить ребенка учиться сначала дать ему понять, что и на ошибках учатся. Великий Пушкин оставил нам вечные слова: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…».

Помогать ребенку в учебе

Главные ошибки родителей

Если ребенок не проявляет интерес к учебе, это и упущения родителей. Что мамы и папы делают не так, и какие наиболее частые ошибки в вопросах мотивации детей:

  • Неоднократно повторяют как мантру, что он должен учиться. Эта вечная установка, наоборот, снижает мотивацию. Главное не заставлять, а заинтересовать. Лучше сменить тональность. Спокойно акцентировать на хорошей учебе в школе, как о возможности развивать способности и стать профессионалом в выбранной профессии.
  • Требуют слишком много. При завышенных требованиях к отличным оценкам, стремлением занять и музыкой, и спортом организм ребенка не справляется. Ему сложно воспринимать информацию, отсюда пропадает интерес. Кроме того, наступает апатия к любому виду деятельности. Остановитесь на самом важном сейчас и постепенно преодолевайте пороги знаний.
  • Проецируют личные проблемы на ребенка. У родителей не получается разрешить свои тревоги в жизненных перипетиях. Наступает момент, когда проблемы фокусируются на ребенке. У него пропадают всякие желания, не хочет учиться в школе – возникает замкнутый круг. Родители должны владеть собой и понимать, что ребенок – личность со своими чаяниями и потребностями.
  • Отсутствие дисциплины. Четкое распределение времени занятости и часов отдыха. Как у родителей есть обязанности, так и у детей должен быть определен их круг компетенции. Это развивает чувство ответственности, собранность и готовность к продуктивной учебе.

Чтобы развить интерес ребенка к учебе, надо чаще поощрять его старания. Доброжелательная атмосфера вокруг учебы, уважение личности детей становится лучшим стимулом к новым знаниям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 12
  1. Таня

    Отправила сестре. Не хочет племянник учиться и все.

  2. Ольга олька

    очень много полезной информации :idea:

  3. Екатерина

    Очень познавательная статья.

  4. Рустам

    Интересная и полезная статья, советую почитать

  5. Елена

    Мотивация ребенка к учебе — это важная тема. Лично мне очень понравились советы о том, как важно поощрять интересы ребенка и создавать позитивную атмосферу для учебы. Я попробую применить некоторые из этих рекомендаций на практике. Еще хотелось бы узнать, какие методы мотивации лучше всего работают для детей разных возрастов. Возможно, у кого-то есть личный опыт, которым можно поделиться? 😊

  6. Галина Сидоренко

    Спасибо автору за статью. Очень полезная информация.

  7. Руслан Богомазов

    Очень актуальная тема, особенно когда твой ребенок вдруг решает, что учёба — это не для него. Я сам сталкивался с этим и понимаю, как важно найти подход. Поддержка увлечений и создание позитивной атмосферы — это точно то, что нужно!

  8. Изабелла

    Хорошие советы по мотивации ребенка, Спасибо !

  9. Ольга

    Работаю учителем, с вами согласна. хорошие советы.

  10. Юрий

    Спасибо, интересно, помогло наладить отношения с ребенком!

  11. Игорь

    Интересно, скоро понадобятся мне эти знания :smile:

  12. Татьяна Елгина

    Интересные советы для родителей. Благодарю автора за подробную информацию :oops:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: